В Казани будет памятник жертвам палестино-израильского конфликта?
23 июля 2004 года

Скажем сразу: инициаторы проекта совершенно вменяемые люди, которые не привыкли бросать деньги на ветер. А сама идея памятника не спущена «сверху» и отнюдь не является очередным желанием Казани удивить мир накануне 1000-летнего юбилея города. Что же явилось побудительным моментом удивительного мероприятия? Вот что рассказали авторы.

Камиль Зартдинов, председатель общественного движения «Экономический прорыв»:
- Мы в Татарстане арабов и евреев понимаем лучше, чем кто-либо другой. Здесь ведь тоже живут бок о бок два великих и воинственных народа – русские и татары. Но живут дружно. Мы не вмешиваемся в арабо-израильский конфликт, не даем оценки. Свою задачу мы видим в другом: проявить добрую волю и пожелать удачи двум нациям в достижении мира. Пусть они знают, что в Казани есть памятник, в котором воплощено их стремление.

Андрей Татьянчиков, предприниматель:
- Вообще-то идея пришла в голову мне. Мой знакомый Камиль Зартдинов и известный в Казани философ Фан Валишин активно поддержали меня в намерении финансировать данный проект. Это будет своего рода антиофициоз, сугубо гражданская инициатива. У нас в Казани мирно живут иудеи, мусульмане и христиане. Согласитесь, последние трагические события на Ближнем Востоке и невозможность найти выход из конфликта заставляют всех не только сострадать, но и пытаться помочь любыми способами. Я думаю, общество откликнется на наш призыв…

В ходе дальнейшей беседы г-н Татьянчиков заявил, что у него нет родственников среди арабов или евреев, и он никогда не был на Ближнем Востоке. В Казани его знают как достаточно успешного предпринимателя, не привыкшего бросать деньги на ветер. Тем не менее, он хотел бы не только вложить в проект свои средства, но и направить общественную инициативу в нужное русло. Чтобы те, у кого сейчас в преддверии юбилея Казани действительно имеются крупные деньги, задумались: а так ли нужны городу бесполезные помпезные сооружения и огромные траты просто «ради престижа»?

- Сколько планируете потратить на монумент, господин Татьянчиков?

- Это будет определяться проектом. Мы только что объявили конкурс, формируется конкурсная комиссия. На орграсходы деньги есть. А на исполнение, на строительство мы соберем деньги за счет пожертвований.

- Это не входит в программу подготовки к 1000-летию Казани?

- Нет. Мы даже не просим комиссию по подготовке юбилея нам помогать. Но определенным образом юбилей Казани мы учитываем. Поскольку в будущем году на праздник приедет много гостей, у нас появится дополнительная возможность напомнить миру о продолжающейся трагедии.

Как сообщили организаторы акции, соответствующие письма уже направлены президенту России Владимиру Путину – как председателю комиссии по подготовке к 1000-летию Казани, а также Евгению Примакову, которого казанские миротворцы просят стать членом-корреспондентом отборочной комиссии.

Кроме того, послания получат председатель комитета Госдумы РФ по международным делам Константин Косачев, посольства Израиля и Палестинской автономии в Москве, а также Государственный департамент США. Последний адрес – опять же инициатива Андрея Татьянчикова, так как у него много партнеров в США, и он «знает, сколько там сочувствующих данной идее».

Шутки – шутками, но в сентябре прошлого года в Казани уже побывала представительная делегация с Ближнего Востока, а конкретно из… Палестины. Как рассказал тогда прессе председатель Центризбиркома Палестины г-н Ханна Насер, «цель визита - сравнить избирательные системы двух стран – Палестины и Татарстана». А на днях Казань принимала делегацию уже израильских полицейских, тоже приехавших поделиться опытом работы…

В инициативную группу по «арабо-израильскому монументу» в Казани уже начались звонки. Причем звонящие разделились на три группы. Первые угрожают «набить морду жидомасонам и врагам Аллаха», вторые спрашивают «что вам за дело до этих арабов», а третьи живо интересуются условиями конкурса. По-видимому, третья группа избрала наиболее конструктивный подход. $1000 долларов на дороге не валяются.